- Введение
- Текущая ситуация: электромобили и автозаправочные станции
- Рост рынка электромобилей
- Основной функционал автозаправочных станций
- Влияние электромобилей на функциональный износ АЗС
- Сокращение нагрузки на топливные колонки
- Изменение структуры услуг на АЗС
- Таблица: Сравнение функционального износа традиционного оборудования и нового электрического
- Особенности изменения функционального износа
- Уменьшение механического износа и устаревания оборудования
- Увеличение технологической «нагрузки» на инфраструктуру электрозаправок
- Экономические и операционные последствия для владельцев АЗС
- Примеры адаптации автозаправок
- Случай «Shell»
- Опыт локальных российских сетей
- Прогнозы и тренды на будущее
- Заключение
Введение
За последние десять лет количество электромобилей на дорогах мира стремительно растет. Эта тенденция оказывает заметное влияние на традиционную инфраструктуру автозаправочных станций (АЗС), которая изначально была рассчитана на обслуживание транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). В данной статье подробно рассмотрим, как развитие электромобилей отражается на функциональном износе и востребованности АЗС, а также какие изменения ожидаются в ближайшие годы.

Текущая ситуация: электромобили и автозаправочные станции
Рост рынка электромобилей
Статистика показывает, что глобальные продажи электромобилей в 2023 году превысили 10 миллионов единиц, что составляет около 15% от общего объёма продаж новых автомобилей. Для сравнения, в 2015 году этот показатель не превышал 1%. Такие темпы означают, что традиционная инфраструктура, как АЗС, неизбежно испытывает влияние этих изменений.
Основной функционал автозаправочных станций
- Заправка бензином и дизельным топливом
- Продажа сопутствующих товаров и услуг (масла, замена фильтров, кафе и магазины)
- Техническое обслуживание и мелкий ремонт
Эти функции напрямую связаны с потребностями автомобилей с ДВС, которые требуют регулярного топлива.
Влияние электромобилей на функциональный износ АЗС
Сокращение нагрузки на топливные колонки
С переходом на электромобили сокращается спрос на бензин и дизель, что ведет к снижению интенсивности использования топливозаправочного оборудования. Это замедляет функциональный износ насосов и систем подачи топлива, однако влечет за собой и другие проблемы.
Изменение структуры услуг на АЗС
- Появляется необходимость установки электрических зарядных станций (ЗС) — точек быстрого и медленного заряда
- Услуги сервиса начинают ориентироваться на обслуживание электрокаров: например, диагностика аккумуляторов, обновление ПО, охлаждение батарей
- Уход некоторых традиционных услуг — в частности, уменьшение значимости продажи нефтепродуктов и смена ассортимента сопутствующих товаров (исчезают моторные масла, вместо них появляются аксессуары для электромобилей)
Таблица: Сравнение функционального износа традиционного оборудования и нового электрического
| Показатель | Топливораздаточное оборудование | Зарядные станции электромобилей |
|---|---|---|
| Частота использования (за год) | Высокая, с постепенным снижением (по мере роста ЭМ) | Растущая, в регионах с поддержкой — увеличение в 2-3 раза ежегодно |
| Срок службы | 5-7 лет (зависит от интенсивности эксплуатации) | 7-10 лет (новая техника, менее подвержена механическому износу) |
| Требования к техническому обслуживанию | Регулярное обслуживание, промывка, замена фильтров, ремонт насосов | Обслуживание электроники, обновление ПО, профилактика систем охлаждения |
Особенности изменения функционального износа
Уменьшение механического износа и устаревания оборудования
Снижение выработки топлива высвобождает ресурсы оборудования, что естественным образом снижает механический износ. Но это не значит, что АЗС не требуют инвестиций — наоборот, необходимо внедрение новых технологий, которые требуют других подходов к обслуживанию и эксплуатации.
Увеличение технологической «нагрузки» на инфраструктуру электрозаправок
ЗС для электромобилей более технологически интенсивны, требуя регулярных обновлений программного обеспечения и более сложного технического обслуживания. Это приводит к появлению нового вида функционального износа, связанного с электронной и программной составляющей.
Экономические и операционные последствия для владельцев АЗС
- Снижение выручки от продажи топлива при сохраняющихся или растущих расходах на обслуживание станции
- Необходимость крупных инвестиций в переоснащение и модернизацию оборудования
- Переориентация на дополнительные сервисы (кафе, магазины, станции зарядки)
- Конкуренция с новыми игроками на рынке электрозарядок
Примеры адаптации автозаправок
Случай «Shell»
Одна из крупнейших международных сетей АЗС активно инвестирует в установку зарядных станций для электромобилей, а также развивает дополнительные сервисы на базе традиционных АЗС. По оценкам компании, к 2030 году до 30% объема выручки будет приходиться на услуги, не связанные с продажей топлива.
Опыт локальных российских сетей
Несколько российских операторов АЗС начали внедрять быструю зарядку мощностью 50-150 кВт, приближая инфраструктуру к новым требованиям рынка электропередвижения. Однако масштабы пока невелики, что связано с экономической неопределённостью и необходимостью государственных стимулов.
Прогнозы и тренды на будущее
- К 2040 году доля электромобилей на мировом рынке может превысить 50%
- Инфраструктура будет постепенно смещаться от АЗС с топливом к многофункциональным энергетическим хабам, сочетающим быстрое питание автомобилей и сервисы для водителей
- Устаревание традиционного топливного оборудования приведет к необходимости глубокого ребрендинга и технической переквалификации персонала
Заключение
Развитие электромобилей неизбежно меняет функциональный износ автозаправочных станций: с одной стороны, сокращается механический износ традиционного топливного оборудования, с другой — появляется новый тип износа, связанный с техническим обслуживанием зарядных станций и программного обеспечения. Владельцы АЗС, желающие сохранить конкурентоспособность, вынуждены модернизировать свои комплексы, интегрировать новые технологии зарядки и развивать дополнительные сервисы.
Мнение автора: Перспективное будущее автозаправочных станций заключается в трансформации из точек продажи топлива в комплексные сервисные центры энергетического обслуживания автомобилей, который требует инвестиций именно сейчас, чтобы не потерять рынок завтра.